Skip to content

О НАС

НОВОСТИ И МАТЕРИАЛЫ

Женщины-новаторы в истории авиации


Неважно, летаете ли вы коммерческими линиями или предпочитаете частный самолёт, — в авиационной отрасли трудятся мужчины и женщины, благодаря которым ваш полёт оказывается возможным. Большинство мужчин — и так в центре внимания. Поэтому мы решили составить список величайших женщин в истории авиации. Возможно, мы доберемся до мужчин в будущем.

Неважно, летаете ли вы коммерческими линиями или предпочитаете частный самолёт, — в авиационной отрасли трудятся мужчины и женщины, благодаря которым ваш полёт оказывается возможным. Большинство мужчин — и так в центре внимания. Поэтому мы решили составить список величайших женщин в истории авиации. Возможно, мы доберемся до мужчин в будущем.

Эмма Лилиан Тодд

Годы жизни: 1865–1937.

Известна как: первая женщин-конструктор самолётов.

Эмма Лилиан Тодд за штурвалом самолета
Эмма Лилиан Тодд за штурвалом самолета

Эмма Лилиан Тодд родилась в Вашингтоне, округ Колумбия. Она была изобретательницей-самоучкой. Вдохновлённая дирижаблями, которые она увидела во время поездки в Лондон, в 1903 году женщина начала работать над своими изобретениями и продолжила разработку самолёта, который успешно поднялся в воздух. Его пилотом был лётчик-испытатель Дидье Массон. Эмме было отказано в лицензии пилота, поэтому она не могла управлять самолётом сама. Работа Тодд в авиации была замечена филантропом Оливией Сейдж, когда та выставила свой первый проект на авиашоу Мэдисон-Сквер-Гарден. Сейдж стал покровителем Эммы, дав ей $7000 на проектирование и строительство самолёта. В дополнение к проекту биплана, Эмма Тодд основала Первый юниорский аэроклуб в 1908 году, чтобы помочь обучить будущих авиаторов.

Тереза Пельтье

Годы жизни: 1873–1926.

Известна как: первая женщина-пилот самолёта.

Тереза Пельтье
Тереза Пельтье

Французская женщина-авиатор Тереза Пельтье начала проявлять интерес к авиации благодаря своему близкому другу — авиатору Леону Делагранжу. Он и вдохновил её стать первой женщиной, которая в одиночку полетит на мощном самолёте тяжелее воздуха. Примечательно, что Пельтье научилась управлять самолётом, только наблюдая за пилотом. Это особенно впечатляет, если учесть, что самолёты в то время были совсем не такими, как сегодня. Тереза Пельтье управляла самолётом Voisin Boxkite Делагранжа в одиночку и пролетела 200 метров на высоте 2,5 метра на военной площади в Италии. Это был настоящий подвиг в то время, когда лозунг «женщина не может управлять автомобилем» был практически закреплен на государственном уровне.

Кэтрин Райт Хаскелл

Годы жизни: 1874–1929.

Известна как: женщина, которая оказывала ключевую поддержку братьям Райт.

Кэтрин Райт
Кэтрин Райт

Кэтрин, сестра самых известных братьев в авиации, Уилбура и Орвилла Райта, сыграла решающую роль в успехе этого дуэта новаторов. На самом деле Уилбур однажды сказал: «Если люди будут помнить о нашем вкладе в авиацию, они должны вспоминать и нашу сестру». К сожалению, это по большей части не так, хотя её влияние на историю полётов хорошо подтверждено документально.

Кэтрин окончила Оберлинский колледж в Огайо в 1898 году и вела хозяйство и финансы Райтов, в то время как её братья путешествовали по миру, пытаясь привлечь партнёров и обеспечить финансирование. В 1909 году Кэтрин вместе с Орвиллом отправилась во Францию, где её обаяние и общительность — черты, которых, как известно, не хватало её застенчивым братьям — сразу же сделали её хитом французских газет. Кэтрин взяла на себя финансовые обязательства компании Райт и была награждена орденом Почётного легиона вместе со своими братьями.

Раймонда де Ларош

Годы жизни: 1882–1919.

Известна как: первая женщина в мире, получившая лицензию пилота.

Раймонда де Ларош
Раймонда де Ларош

Известная некоторым как «баронесса полёта», французская пилотесса Деларош с раннего возраста интересовалась механикой. После того, как её пути пересеклись с пионером-авиатором Леоном Делагранжем, а также после посещения Парижской выставки 1908 года, где братья Райт очаровали весь мир, она выбрала карьеру в авиации и поступила в Начальную лётную школу Шарля Вуазена.

8 марта 1910 года де Ларош стала первой женщиной в мире, получившей лицензию пилота. Аэроклуб Франции выдал ей лицензию № 36 Международной авиационной федерации. Она также была талантливым авиационным инженером и стала лётчиком-испытателем, но трагически погибла, когда экспериментальный самолёт пошел в пикирование в 1919 году. В аэропорту Париж-Ле-Бурже во Франции установлена статуя в её честь.

Бесси Коулман

Годы жизни: 1892–1926.

Известна как: первая женщина афроамериканского происхождения, получившая лицензию пилота.

Бесси Коулман со своим самолётом в 1922 году
Бесси Коулман со своим самолётом в 1922 году

Дочь техасских издольщиков, Бесси Коулман, работала в поле с раннего возраста, а позже подрабатывала маникюршей в парикмахерской White Sox в Чикаго. Там она познакомилась с лётчиками, возвращавшимися домой с Первой мировой войны. Девушка загорелась мечтой стать лётчиком и устроилась на вторую работу в ресторан, чтобы заработать деньги на лётную подготовку.

В то время ни женщинам, ни афроамериканцам не разрешалось посещать школу пилотов. Но Коулман переехала во Францию в 1920 году и получила там продвинутые уроки от пилотов-асов. Она рассматривала свою работу в авиации как способ отстаивать гражданские права и свободы. Бесси говорила: «Воздух — единственное место, свободное от предрассудков». Вернувшись в США, она стала знаменитым пилотом-каскадером и выступала на авиашоу, где получила прозвище «Королева Бесс».

Амелия Эрхарт

Годы жизни: 1897–1939 (пропала без вести).

Известна как: первая женщина, которая в одиночку пересекла Атлантический океан (особо выдающееся достижение).

Амелия Эрхарт на фоне самолета
Амелия Эрхарт на фоне самолета

Это самая известная женщина-пилот, образец для авиаторов всех времен. Амелия Эрхарт впервые увидела самолёт в возрасте 11 лет на ярмарке штата Айова. Это была одна из ранних моделей братьев Райт. Женщина усердно работала в течение многих лет, чтобы оплатить авиакурсы и купить свой собственный самолёт. Получив лицензию, она установила новый рекорд высоты для женщин-пилотов — 14 000 футов. В 1928 году Эрхарт совершила исторический перелёт через Атлантику. Позже она совершила путешествие в качестве пилота, но была вынуждена приземлиться в Северной Ирландии из-за технических неполадок и плохой погоды. Благодаря этому событию Амелия Эрхарт стала первой женщиной, получившей крест «За лётные боевые заслуги».

Всё ещё не удовлетворенная своими достижениями, она решила стать первой женщиной, совершившей кругосветное путешествие. В 1937 году это приключение закончилось плохо: Эрхарт и её навигатор Фред Нунан исчезли, пересекая Тихий океан по пути на остров Хауленд. Несмотря на усилия, приложенные правительством США, путешественники так и не были найдены. В конце концов Эрхарт была заочно объявлена погибшей. Её попытка совершить кругосветное путешествие позже была завершена Джеральдин Мок, которая в одиночку осуществила его в 1964 году.

Фиби Фэргрейв Омли

Годы жизни: 1902–1975.

Известна как: первая женщина — авиационный механик. Также имела многие другие заслуги.

Фиби Фэргрейв Омли
Фиби Фэргрейв Омли

Американка Омли влюбилась в полёты, когда побывала на небольшом авиашоу, которое состоялось в её родном городе Айова в честь визита президента Вудро Вильсона. Она уговорила управляющего аэропортом разрешить ей полетать с одним из его пилотов. Тот выполнил несколько опасных трюков, пытаясь доставить ей неприятные ощущения и заставить отказаться от затеи. Вместо этого Омли сама начала выполнять воздушные трюки и прыгать с парашютом. Девушка установила рекорд по прыжкам с парашютом, когда совершила прыжок со своего самолёта на 15 200 футов.

В 1927 году Фиби Омли стала первой женщиной, получившей лицензию авиамеханика, а также первой женщиной-пилотом с лицензией. Позднее президент Рузвельт назначил её специальным советником по воздушной разведке Национального консультативного комитета по аэронавтике. Так она стала первой женщиной, назначенной на федеральную должность в авиации. Во время Второй мировой войны она создала 66 лётных школ в 46 штатах, чтобы удовлетворить растущую потребность страны в пилотах. Она нанимала женщин-инструкторов и говорила об этом: «Если женщины могут научить мужчин ходить, то они могут научить их и летать».

Эми Джонсон

Годы жизни: 1903–1941.

Известна как: первая женщина, совершившая полёт из Британии в Австралию.

Эми Джонсон
Эми Джонсон

Английский авиатор Эми Джонсон изначально летала в качестве хобби. После ученой степени по экономике она получила лицензию пилота в 1929 году под руководством капитана Валентина Бейкера и стала первой женщиной, получившей лицензию наземного инженера категории С.

В 1930 году она решила установить новый рекорд и отправилась в полёт из Англии в Австралию. Вылетев из Кройдона 5 мая 1930 года на двухместном туристическом и учебном самолёте, Джонсон прибыла в Дарвин 24 мая, преодолев расстояние в 11 000 миль. Она установила ещё один рекорд, пролетев от Англии до Кейптауна, и участвовала в воздушных гонках Англия — Австралия со своим мужем в 1934 году: они летали в Индию без посадки за рекордное время. Во время Второй мировой войны Джонсон присоединилась к Вспомогательному воздушному транспорту и дослужилась до ранга первого офицера. Ее самолёт врезался в устье Темзы в 1941 году.

Жаклин Кокран

Годы жизни: 1906–1980.

Известна как: первая женщина, преодолевшая звуковой барьер.

Жаклин Кокран
Жаклин Кокран

Кокран была американским пилотом-гонщиком. За свою успешную карьеру женщина установила ряд рекордов и выиграла трансконтинентальную воздушную гонку Bendix в 1938 году. Она набирала женщин для британского Вспомогательного воздушного транспорта (ATA) — гражданской организации эпохи Второй мировой войны, которая перевозила новые, отремонтированные и повреждённые военные самолёты на заводы, трансатлантические пункты доставки, в подразделения технического обслуживания, на склады металлолома, в эскадрильи и на аэродромы. Эта организация доставляла персонал на срочное дежурство и выполняла работу воздушной скорой помощи.

Кокран также возглавляла женский лётно-тренировочный отряд (WFTD) — она стала первым командиром отряда женщин-пилотов Военно-воздушных сил, когда WFTD и Женская вспомогательная паромная эскадрилья объединились. В 1941 году она стала первой женщиной, пролетевшей на бомбардировщике через Атлантику. А в мае 1953 года — первой женщиной, преодолевшей звуковой барьер во время полета на F-86 Saberjet.

Джеральдин «Джерри» Мок

Годы жизни: 1925–2014.

Известна как: первая женщина, которая в одиночку облетела весь мир.

Джеральдин “Джерри” Мок получает медаль
Джеральдин “Джерри” Мок получает медаль

На протяжении всего своего детства эта уроженка Огайо была сущим сорванцом. Джеральдин «Джерри» Мок проявила интерес к полётам после путешествия в кабине трёхмоторного самолёта Ford, когда ей было семь лет. Позже она прошла инженерный курс средней школы и в 1964 году стала первой женщиной, совершившей кругосветное путешествие — подвиг, который она исполнила на одномоторном Cessna 180 под названием «Дух Колумба».

Кругосветный полет Мок занял 29 дней. Она покрыла почти 22 860 миль, пролетев над множеством стран, включая Марокко, Саудовскую Аравию и Вьетнам. Она также стала первой женщиной, совершившей перелёт через Атлантику и Тихий океан. Мок пересекла Тихий океан в обоих направлениях на одномоторном самолёте.

Ивонна Поуп Синт

Годы жизни: 1930 — настоящее время.

Известна как: первая женщина-авиадиспетчер в аэропорту Гатвик и первый пилот британской коммерческой авиакомпании.

Ивонна Поуп Синт - изображение с сайта: http://www.british-caledonian.com/
Ивонна Поуп Синт - изображение с сайта: http://www.british-caledonian.com/

Карьера британского авиатора Ивонны Поуп Синт, уроженки Южной Африки, охватывает несколько специальностей: стюардесса, член резерва добровольцев RAF, лётный инструктор, авиадиспетчер, пилот и писатель. Она была соучредителем Британской ассоциации женщин-пилотов в 1955 году и работала в аэропорту Гатвик в качестве первой женщины-диспетчера в начале 1960-х годов.

Синт подала заявление на работу в British European Airways (которая позже сменила название на British Airways) в 1967 году, но заявка была отклонена. Девушка получила письмо, в котором говорилось, что этому противоречит «...нынешняя политика BEA по найму женщин-пилотов». Однако она проявила упорство и стала первым пилотом британской коммерческой авиакомпании в 1972 году, летая на Morton Air Services.

Валентина Терешкова

Годы жизни: 1937 — настоящее время.

Известна как: первая женщина в космосе.

Валентина Владимировна Терешкова в шлеме космонавта
Валентина Владимировна Терешкова в шлеме космонавта

Российский космонавт Валентина Терешкова совершила свой первый прыжок с парашютом в двадцать с небольшим лет. В 1962 году она была принята в женскую космическую программу, а в следующем — отправилась в космос на борту «Востока-6». Затем ее выбрали из более чем 400 претендентов на пилотирование космического корабля. При запуске в космос она сказала: «Эй, небо, сними шляпу. Я уже еду!»

Терешкова облетела Землю 48 раз всего за три дня (больше, чем любой человек в космосе до неё). По возвращении училась в Жуковской Военно-Воздушной Академии и с отличием окончила ее в 1969 году. Уходя в отставку с военно-политической службы в звании генерал-майора советских ВВС, она шутила с президентом России Владимиром Путиным в 2007 году, что всё равно хотела бы отправиться на Марс.

Эмили Хауэлл Уорнер

Годы жизни: 1939 — настоящее время.

Известна как: первая женщина — капитан американской авиакомпании.

Эмили Хауэлл Уорнер улыбается-изображение с сайта: http://cogreatwomen.org/
Эмили Хауэлл Уорнер улыбается-изображение с сайта: http://cogreatwomen.org/

Пилот американской авиакомпании Эмили Хауэлл Уорнер с детства увлеклась самолётами и решила стать пилотом в возрасте 17 лет, после своего первого полёта. Умело лавируя между лётными уроками и работой в офисе с полной занятостью, она всё-таки получила лицензию частного пилота в течение года и получила работу летающего дорожного репортера.

В 1973 году Frontier Airlines сделала Эмили Уорнер первой женщиной-пилотом коммерческой авиакомпании. Это открыло двери для более 300 других женщин, что позволило им в течение следующих пяти лет занять аналогичные должности. Уорнер стала первой женщиной — капитаном американской авиакомпании в 1976 году, летавшей на Twin Otter. Она также была первой женщиной — членом Ассоциации пилотов воздушных линий (ALPA).

588-й легкобомбардировочный авиационный полк «Ночные ведьмы»

Создан: в 1941 г.

Известен как: единственный во Второй мировой войне полк, полностью состоящий из женщин-лётчиков-истребителей.

Заслуженный советский лётчик-истребитель Второй мировой войны Мария Долина
Заслуженный советский лётчик-истребитель Второй мировой войны Мария Долина

588-й ночной бомбардировочный полк — советский женский полк ВВС периода Второй мировой войны. Он был сформирован в 1941 году. Пилоты-добровольцы в возрасте от двадцати до тридцати лет принимали участие в ночных миссиях, заработав полку прозвище Nachthexen, или «Ночные ведьмы», среди нацистских офицеров. До конца войны они выполняли высокоточные бомбардировки и приняли участие в 24 000 миссиях, сбросив 23 000 тонн взрывчатых веществ.

588-й авиационный полк был оснащен устаревшими и медленными бипланами «Поликарпов» (По-2), первоначально предназначенными для уборки урожая. Однако женщины отважно использовали маневренность своих самолётов, уворачиваясь от гораздо более совершенных немецких «Мессершмиттов» Bf.109 и «Фокке-Вульфов» FW-190. «Ночные ведьмы» были опытными пилотами, а их деятельность была по достоинству отмечена большим количеством наград. К концу войны каждый выживший пилот выполнил более 800 авиационных миссий. 30 женщин погибли в бою, а 23 были удостоены звания Героя Советского Союза.

Эйлин Коллинз

Годы жизни: 1956 — настоящее время.

Известна как: первая женщина-пилот космического шаттла.

Эйлин  Коллинз
Эйлин Коллинз

Уроженка Нью-Йорка Эйлин Коллинз рано проявила интерес к авиации. Она была одной из четырёх женщин, отобранных для прохождения подготовки пилотов на военно-воздушной базе Вэнс в Оклахоме. Эйлин начала свою карьеру в качестве военного инструктора и лётчика-испытателя, а затем стала второй женщиной-пилотом, посещавшей школу школу лётчиков-испытателей ВВС США.

Коллинз была выбрана в качестве астронавта в 1990 году и стала первой женщиной-пилотом космического шаттла, а также первой женщиной, которая управляла космическим шаттлом США. Во время космической миссии в 1999 году она также стала первым астронавтом, выполнившим манёвр разворота на 360 градусов в космическом шаттле. Коллинз вышла в отставку в качестве астронавта НАСА и полковника ВВС США, получив несколько медалей за службу в авиации и аэрокосмической промышленности.

Пэтти Вагстафф

Годы жизни 1952 — настоящее время.

Известна как: «первая леди высшего пилотажа» и экстремальный лётчик.

Пэтти Вагстафф в самолёте высшего пилотажа
Пэтти Вагстафф в самолёте высшего пилотажа

У американской лётчицы Пэтти Вагстафф авиация в крови: её отец был пилотом Japan Airlines, а сестра летает в United Airlines. Она брала уроки пилотирования после переезда на Аляску в конце 1970-х годов и впервые получила квалификацию в национальной пилотажной команде США в 1985 году. В 1991 году она стала первой женщиной, выигравшей национальный чемпионат США по акробатике. Пэтти повторила этот подвиг трижды за свою карьеру.

Вагстафф была лауреатом премии им. Бетти Скелтон «Первая леди высшего пилотажа» в течение шести лет подряд: с 1988 по 1994 год. Ее достижения увековечены в нескольких залах славы авиации, включая Международный Зал славы женской авиации и Национальный Зал славы авиации. Сегодня она проживает во Флориде, где управляет школой лётной подготовки пилотов и участвует в авиашоу в качестве пилота, пилота-каскадера и летного инструктора.

Мелани Астлес

Годы жизни 1982 — настоящее время.

Известна как: первая женщина-пилот, участвовавшая в Red Bull Air Race.

Мелани Астлес
Мелани Астлес

Мелани Астлес родилась в семье француженки и англичанина. Она выросла на юге Франции и решила стать пилотом после посещения авиашоу в шесть лет. Девушка бросила школу в 18 лет и работала на бензоколонке, чтобы скопить деньги на уроки пилотирования. Она начала обучение в возрасте 21 года и получила лицензию частного пилота четыре года спустя.

Астлес смогла получить место в тренировочном лагере высшего пилотажа благодаря своему эссе о любви к полётам. Это стало большим прорывом для девушки. Она стала пятикратной чемпионкой Франции по пилотажу и вошла в историю, приняв участие в Red Bull Challenger Cup в 2016 году. Астлес занимает пятое место в мире среди лучших женщин — авиаторов высшего пилотажа. Она входит в министерский список французских спортсменов высокого уровня.

БОЛЬШЕ СТАТЬЕЙ


SELECT UP TO MORE -

ВЫБРАННЫЙ САМОЛЕТ ГОТОВ К СРАВНЕНИЮ

COMPARE NOW
  • ПЕРСОНАЛЬНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ
  • НЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЗАЯВКИ
  • 25-ЛЕТНИЙ ОПЫТ
  • ДОСТУПНЫ 24 ЧАСА В СУТКИ, 7 ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ