Skip to content

О НАС

НОВОСТИ И МАТЕРИАЛЫ

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ: ЧТО ЖДЕТ ИНДУСТРИЮ ВОЗДУШНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК


Согласно последним статистическим данным, индустрию воздушных грузоперевозок ждет блестящее будущее. Однако это не означает, что оно будет безмятежным. Знание узких мест и планирование помогут отрасли избежать препятствий на своем пути.

Согласно прогнозам Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA), пятилетка застоя в отрасли, когда объемы воздушных перевозок практически не росли (в основном из-за мирового финансового кризиса), сменится ростом доходов. В 2019 году они должны превысить 116 миллиардов долларов США. Это рост на 6 млрд по сравнению с 2018 годом. В интервью этого года для портала aviationbusinessme.com Глин Хьюз (Glyn Hughes), глава подразделения IATA по грузоперевозкам, сказал, что по его оценкам тоннаж грузоперевозок вырастет с 63,7 млн тонн в 2018 году до 65,9 млн тонн в 2019 году. Рост на 3,7 % — это, безусловно, хорошая новость для отрасли. Однако показатель не достигает рекордного роста на 4,1 %, зафиксированного в период 2017–2018 гг. По словам Хьюза, причина может заключаться в спаде мировой торговли, вызванном тарифными ограничениями, которые все чаще используются некоторыми странами.

Наблюдающийся в последнее время рост доходности и тоннажа воздушных грузоперевозок вызван в основном оживлением электронной торговли, ростом объема услуг воздушных авиаперевозок на развивающихся рынках и развитием технологий самолетостроения, а также цифровизацией отрасли. Но перемены влекут за собой и вызовы. Это усиление ценового давления, повышение напряжения в мировой торговле и растущая нормативная база отрасли, а также перерывы, вызываемые «переходом на цифру», и необходимость ускорения перемещения товаров по миру. Будущий успех индустрии воздушных перевозок зависит от способности каждого из членов цепочки поставок быстро адаптироваться к перечисленным изменениям и от их же навыков создания стратегических партнёрств. В противном случае вызовы будущего окажутся слишком сложными и ни одна компания не справится с ними в одиночку.

Быстрый обзор будущего воздушных грузоперевозок

Cargo being loaded into airplane using forklift
Cargo being loaded into airplane using forklift
  • По прогнозам IATA в 2019 году доля воздушных грузоперевозок в доходах авиакомпаний составит более 13 %.
  • Ожидается, что политика протекционизма в мировой торговле повлияет на рост тоннажа воздушных грузоперевозок. В 2019 году он составит 3,7 % — это будет самым низким показателем из зафиксированных IATA с 2016 года.
  • Объемы воздушных грузоперевозок до 2030 года будут расти со средней скоростью 3 % в год, согласно анализу McKinsey & Company.
  • Учитывая увеличение грузоподъемности и вместимости грузовых воздушных судов, компания Xeneta, занимающаяся исследованиями рынка, предупреждает о ценовом давлении со стороны конкурентов (возможно, со скоростью в 3 %), которое может негативно сказаться на чистой прибыли грузоперевозчиков.
  • Ожидается, что цифровизация может вызвать существенные нарушения в работе отрасли, поскольку ценовые ограничения и издержки, а также вызовы, связанные с реализацией перехода на «цифру», ограничивают адаптивность компаний.
  • За последние 15 лет рост объемов электронной торговли составил 20 % годовых. Согласно прогнозу McKinsey & Company, в ближайшие 10 лет электронная торговля продолжит расти на 10–15 % в год. Трансграничная электронная торговля растет быстрее, чем онлайн-продажи в целом (примерно на 25 % в год). Это обеспечивает значительные возможности для чартерных воздушных грузоперевозок.
  • Согласно прогнозу Boeing по мировым воздушным грузоперевозкам на период с 2018 по 2037 годы, объемы воздушных грузоперевозок на азиатских рынках в годовом исчислении (включая внутренний рынок Китая, рынки стран Юго-Восточной Азии, Юго-Восточной Азии — США и Юго-Восточной Азии — Европы) будут в следующем десятилетии расти быстрее, чем на мировом рынке. По данным Управления гражданской авиации Китая (CAAC), объем воздушных почтовых грузоперевозок в Китае в 2017 году составил 7,06 млн тонн. В годовом исчислении это рост на 5,6 %.
  • Чтобы прогнозы в части объемов и пикового спроса на воздушные грузоперевозки были более точными, с целью обеспечения своевременности доставки грузов и во избежание перегрузок, необходимо сотрудничество между воздушными грузоперевозчиками, экспедиторами, авиакомпаниями и брокерами по чартерным грузоперевозкам.
  • Большие средства инвестируются в развитие пассажирских терминалов. Однако грузовые терминалы развиваются в основном за счет автоматизации, а не строительства новых терминалов. Это критично для будущего отрасли воздушных грузоперевозок.
  • Согласно прогнозу Boeing по мировым воздушным грузоперевозкам, парк грузовых воздушных судов вырастет более чем на 75 %. А количество эксплуатируемых грузовых судов к 2037 году вырастет до 3260 — на 1390 судов больше, чем в 2017 году.
  • Крупные самолетостроители, а также большое количество стартапов занимаются разработкой авиационных технологий будущего, которые позволят беспилотным воздушным судам осуществлять воздушные грузоперевозки по всему миру.
  • IATA ожидает, что «интеллектуальная, сбалансированная и основанная на данных» нормативная база ускорит рост и развитие отрасли воздушных грузоперевозок. Согласно прогнозу, в будущем все большие объемы товаров будут перемещаться по воздуху при помощи перевозок на грузовых воздушных судах и на дронах. Поэтому регуляторы, которые принимают новые нормативы, считают, что вопросы обеспечения безопасности важнее всего. Согласно стратегии IATA по грузоперевозкам на 2018 год, нормативная база продолжит развиваться и поддерживаться, чтобы гарантировать безопасность воздушных судов, пассажиров и экипажей.
  • Согласно данным Supply Chain Beyond, лишь 60 % экспедиторских компаний, организующих воздушные грузоперевозки, предлагают своим клиентам возможность онлайн-регистрации. И только некоторые из них представляют свои предложения клиентам онлайн, а также способны управлять грузоперевозками в этом режиме. По прогнозам Supply Chain Beyond, традиционные экспедиторские компании могут проиграть новым «цифровизированным» стартапам, если процесс изменения подходов и реализации новых бизнес-моделей окажется неоптимальным.

Воздушные грузоперевозчики зарабатывают на электронной торговле

Model airplane on keyboard with freight boxes in background
Model airplane on keyboard with freight boxes in background

Объемы продаж электронной торговли в 2017 году составили 2,3 триллиона долларов США. Согласно прогнозу Boeing относительно мировых воздушных грузоперевозок на период с 2018 по 2037 годы, к 2021 году эта цифра удвоится, достигнув 4,9 триллиона долларов.

По оценке Cargo Facts Consulting, в 2018 году только Amazon потратил почти 18 миллиардов долларов США на транспортировку товаров по территории Северной Америки (порядка 65 % совокупного рынка Amazon). Хотя данных по затратам Amazon на транспортировку товаров во внутреннем рынке нет, сумма затрат компании на воздушные перевозки является индикатором важности воздушных грузоперевозок для ее бизнеса.

С 2015 года гигант электронной торговли нарастил свой парк воздушных судов: теперь в нём пять самолетов Boeing 767 и 40 грузовых самолетов Boeing 767-200s, 767-300ERs и 767-300. В конце прошлого года Amazon заключил дополнительную сделку на поставку самолета 767-300ER, а в начале этого года принял первые двадцать грузовых самолетов 737-800BCFs. Общая стоимость грузовых чартерных воздушных судов компании Amazon в 2018 году оценивается в 625 млн долларов. Для сравнения — аналогичный показатель 2016 года составляет 200 млн долларов (чуть меньше 2 % общей стоимости рынка США воздушной грузовой и экспресс-авиации).

В интервью Air Cargo News партнер McKinsey & Company Людвиг Хаусманн (Ludwig Hausmann) предсказал, что объем транспортировки товаров, заказанных в рамках электронной торговли с доставкой на дом, составит 5 миллиардов доставок в год (порядка 10 % от объема воздушных грузоперевозок). К 2022 году этот объем вырастет на 20 %. Рост популярности воздушных грузоперевозок среди компаний, занятых электронной торговлей, ведет к сокращению сроков доставки: теперь они составляют всего 72 часа.

Но отраслевые эксперты предупреждают: компаниям, предлагающим воздушные грузоперевозки, которые сегодня растут на «восходящих потоках», генерируемых электронной торговлей, следует подумать о временах, когда обороты электронной торговли стабилизируются и 20%-е темпы годового роста останутся в прошлом. Если сектор воздушных грузоперевозок в целом сможет сформировать интегрированную цепочку поставок, как у компаний сектора экспресс-доставки, есть возможность, что ему удастся и дальше пожинать плоды стабилизации рынка электронной торговли.

Развивающиеся рынки стимулируют рост объемов воздушных грузоперевозок

 Hong Kong cargo plane being loaded with air freight
Hong Kong cargo plane being loaded with air freight

Интенсивное развитие азиатских рынков продолжит стимулировать ежегодный рост объемов воздушных грузоперевозок: Китай стремительно наращивает свой парк грузовых воздушных судов и объемы воздушных грузоперевозок, а также увеличивает количество авиамаршрутов. Согласно отчету China Daily, только в июле прошлого года китайские перевозчики транспортировали 595 000 метрических тонн грузов по воздуху. Это 8,7 % годового роста — значительно более высокий показатель по сравнению с общемировым, где среднегодовой рост составляет 2,1 %.

По прогнозу Boeing, чтобы успевать за ростом индустрии воздушных грузоперевозок в ближайшие два десятилетия, Китаю потребуется еще 200 грузовых и 470 переоборудованных грузовых самолетов.

В 2018 году компания SF Airlines, подразделение крупнейшей в Китае фирмы экспресс-доставки SF Express, запустила прямой грузовой маршрут из Шэньчжэня в Ченнай в Южной Индии, а также новый прямой универсальный грузовой маршрут из Шэньчжэня, провинция Гуандун, в Сингапур. Китайская авиакомпания YTO Airlines также открыла международный маршрут из Чжэнчжоу до Токио и прямой грузовой маршрут из Чанша, провинция Хунань (Центральный Китай), в Манилу, столицу Филиппин.

Согласно последним сообщениям, авиакомпания SF Airlines подала в Министерство транспорта США заявку на открытие регулярного грузового сообщения три раза в неделю между Ханчжоу и Нью-Йорком в сентябре 2019 года.

Бурный рост экономики Китая, включая сектор онлайн-торговли, расширение среднего класса и перспективы роста числа аэропортов, в том числе грузовых, указывают на то, что индустрия воздушных грузоперевозок в Китае продолжит расти.

Ожидается, что в ближайшие 10 лет воздушное грузовое сообщение между развивающимися рынками Азии, Африки и Ближнего Востока, Индийского субконтинента вырастет на 6 %, а в последующие 20 лет — еще на 5 %. Южноафриканский международный аэропорт OR Tambo в ближайшее время будет модернизирован. Там построят современный грузовой терминал, способный обрабатывать два миллиона тонн грузов в год.

Состояние международных воздушных чартерных грузоперевозок и мировой экономики чрезвычайно зависит от взаимодействия государств. Есть надежда, что, несмотря на разногласия в мировой торговле, правительства стран будут поддерживать мировую экономику открытой в интересах как развивающихся, так и развитых стран.

Грузовое воздушное судно будущего

 Front nose of large white cargo plane with the word cargo written on it in blue
Front nose of large white cargo plane with the word cargo written on it in blue

Вместимость пассажирских воздушных судов повысилась на 27 % в период между 2010 и 2015 годами. Однако, согласно Boeing, в ближайшие два десятилетия грузовые воздушные суда продолжат перевозить более 50 % общего объема грузов, транспортируемых по воздуху. Ведь грузовые воздушные суда стабильно предлагают возможность транспортировки с высокой степенью контроля. Кроме того, они обладают несравненными преимуществами в части вместимости, габаритных размеров и возможности транспортировки опасных веществ. За пятилетний срок — с 2010 по 2015 годы — количество эксплуатируемых больших транспортных ВС увеличилось на 8 %.

Порядка 40 % широкофюзеляжных транспортных самолетов эксплуатируется компаниями, осуществляющими экспресс-доставку. Эти самолеты служат связующим элементом в цепи доставки товаров «до двери». В 2015 году на широкофюзеляжные транспортные самолеты пришлось 40 % дохода, полученного в индустрии воздушных грузоперевозок. Ограничения дальности полетов полностью загруженных пассажирских воздушных судов, а также количества маршрутов, обслуживающих рынки с высоким спросом на грузоперевозки, заставляют заказчиков выбирать преимущественно транспортные воздушные суда. Такое положение сохранится в обозримом будущем.

Стремительный прогресс во внедрении технологии дронов вызван не только потребностью в беспилотных летательных аппаратах военного назначения, но и необходимостью обеспечения скорейшей доставки товаров в удаленные места, в которых отсутствуют аэропорты. Это, в свою очередь, создает новые возможности для индустрии воздушных грузоперевозок.

Например, в Boeing HorizonX используются новые авиационные технологии для разработки автономных полетов. Аэродинамические испытания беспилотных самолетов (или беспилотных грузовых воздушных транспортных средств) завершились в начале 2018 года. Компания намерена создать грузовой самолет будущего, способный своевременно доставлять посылки весом до 500 фунтов. Двойной ротор самолета прошел испытания на вертикальный взлет, взлет с коротким разбегом и посадку в аэродинамической трубе Boeing в Ридли-Парке, Пенсильвания.

По информации sUAS News, Китайская академия наук модифицировала и успешно испытала турбовинтовой беспилотный самолет PAC P-750 XSTOL в 2017 году. Сегодня некоторые из наиболее интересных моделей самолетов будущего разрабатываются китайской компанией Beihang UAS Technology. Она является частью Бэйханского университета, ранее известного как Пекинский университет. Беспилотный самолет BKZ-005 пройдет испытания в сентябре этого года, а его выпуск намечен на вторую половину 2019 года. Беспилотные самолеты будут перевозить грузы весом до 1,2 тонны на расстояние более 745 миль на высоте более 16 000 футов.

Компания Beihang недавно установила партнерские отношения с Garuda Indonesia, которая обеспечит использование национальным авиаперевозчиком трех самолетов BKZ-005s для грузоперевозок в Индонезии. Планируется доставка 100 транспортных БПЛА — они свяжут между собой наиболее отдаленные регионы Индонезии, в которых практически нет аэропортов.

В то же время компания Amazon создает авиационные технологии будущего, которые позволят осуществлять эффективную и безопасную доставку товаров дронами. Эта система доставки называется Prime Air. Она сделает возможной доставку товаров за 30 минут или менее с использованием дронов (или беспилотных летательных аппаратов).

Логистические проблемы, связанные с сервисом грузоперевозок

Ground shot perspective of cargo being loaded onto an air cargo plane
Ground shot perspective of cargo being loaded onto an air cargo plane

В ближайшем будущем индустрия воздушных грузоперевозок столкнется с целым рядом проблем логистического характера. В начале 2019 года электронные транспортные накладные (e-AWB) стали обязательным документом для оформления контрактов на доставку грузов по воздуху. Необходимость цифровизации цепочки поставок товаров по воздуху лежит в основе перехода с ручного режима на бумажный. Внедрение электронных накладных e-AWB приведет к снижению числа задержек и дорогостоящих ошибок. Но чтобы обеспечить эффективную работу, участникам необходим доступ к точной информации в режиме реального времени. Они должны иметь возможность поддерживать электронную связь с другими участниками цепочки поставок. Стоимость и реализация вспомогательных технологий — проблемы, с которыми поставщики продолжат сталкиваться еще некоторое время.

Вот еще одна проблема, которая стоит перед индустрией: растет число стран, которые требуют, чтобы воздушные грузоперевозчики заранее предоставляли таможне и пограничной службе данные о товарах. Несмотря на инициативы, связанные с предварительным скринингом воздушных грузов (ACAS) и представлением коммерческой информации до погрузки (PLACI), обеспечение соответствия требованиям о предоставлении информации международным таможенным службам продолжает оставаться проблемой для отрасли, особенно в небольших странах вне пределов США и Европейского Союза.

С введением в 2019 году нормативной базы стандартов SAFE и ICS-2, в которой почтовые отправления больше не являются исключением, произойдет целый ряд изменений в списках обязательных документов по вопросам безопасности почтовых отправлений. Почтовые компании и службы экспресс-доставки теперь предоставляют информацию о почтовых отправлениях таможенным службам. Ожидается, что к 2023 году перевозчики будут обязаны предоставлять информацию о почтовых отправлениях. Проблемы, замедляющие цепочки поставок перевозчиков, вынуждают их разработать систему, которая позволит пересылать информацию из почтовых систем перевозчиков на платформы, предназначенные для оформления документов по вопросам безопасности.

Онлайн-торговля — благо для индустрии воздушных грузоперевозок. Однако быстрая доставка товаров, купленных в онлайн-магазинах, на домашние и международные рынки всё еще представляет собой некоторую проблему. Вероятно, на успех индустрии воздушных грузоперевозок больше всего повлияет возможность построить эффективную цепочку поставок, позволяющую ускорять доставку товаров и прохождение таможенных процедур. Они также должна дать клиентам возможность отслеживать движение товаров с момента заказа до доставки. По мере ускорения трансформации индустрии воздушных грузоперевозок специалисты будут разрабатывать технологии, позволяющие автоматизировать процессы, повысить качество данных, обеспечить информационный обмен и контролировать соблюдение требований.

Цифровизация индустрии воздушных грузоперевозок

Digital representation of air cargo of the future
Digital representation of air cargo of the future

Конечная цель цифровизации индустрии воздушных грузоперевозок — обеспечение безбумажного документооборота и «умного» обмена информацией, позволяющего осуществлять перевозку товаров по воздуху самым быстрым, простым и безопасным образом. Цифровой подход к услугам грузоперевозок — интеллектуальный, экономически рентабельный и экологичный. Он привлекателен для клиентов, ведь цифровизация минимизирует человеческие ошибки: их становится значительно меньше, чем при обработке грузов вручную.

Индустрия начала осуществлять цифровизацию. В то же время, согласно отчету McKinsey & Company, многие стартапы видят в этом возможность нарушения согласованной работы индустрии. Отчет предупреждает: современные грузоотправители требуют более высокого качества услуг и доступа ко всей информации по перевозимому грузу — и всё это при сниженных ценах. Основным фактором, отличающим одного грузоперевозчика от другого, станет использование новых технологий. Перевозчикам придется работать с очень скромной нормой прибыли во всё более конкурентной среде.

По оценке McKinsey & Company, автоматизированные процессы могут снизить затраты времени на бронирование на 90 % — от 60 минут до менее чем минуты с подтверждением в реальном времени. В McKinsey предполагают, что онлайн-продажи и обслуживание клиентов станут нормой для индустрии и будут формировать ожидания заказчиков.

Традиционные перевозчики, которые занимаются этим бизнесом много лет и располагают капиталом, достаточным для приобретения ресурсов, развития и обучения, вероятно, имеют сегодня уникальную возможность воспользоваться новейшими цифровыми технологиями, чтобы обеспечить себе сильную позицию в будущем.

Быстрое и надежное будущее для воздушных грузоперевозок

 Double exposure image of aircraft with cargo in foreground
Double exposure image of aircraft with cargo in foreground

В настоящее время порядка 35 % циркулирующих в мировой торговле товаров перевозится по воздуху. Следующие 15 лет, без сомнения, будут критически важными для изменений и развития отрасли на фоне роста мирового ВВП. А население Земли будет требовать доставки всё более дорогих товаров. Главными преимуществами воздушных грузоперевозок всегда были скорость и надежность. Поэтому авиаперевозки останутся предпочтительным решением для транспортировки ценных товаров, которые необходимо доставлять точно в срок. Насколько хорошо отрасли удастся это сделать? Всё будет зависеть от ее способности справляться с вызовами, с которыми ей придется столкнуться в следующем десятилетии и позже.

Компания Air Charter Service — это мировой брокер, осуществляющий чартерные воздушные грузоперевозки. Размеры, глобальная инфраструктура и опыт чартерных грузоперевозок — вот что отличает нас от конкурентов. Пообщайтесь с нашей командой, чтобы узнать больше o нашем парке грузовых самолетов: от небольших реактивных джетов для срочной доставки мелких отправлений до огромных транспортных судов для крупных грузов.

БОЛЬШЕ СТАТЬЕЙ


SELECT UP TO MORE -

ВЫБРАННЫЙ САМОЛЕТ ГОТОВ К СРАВНЕНИЮ

COMPARE NOW
  • ПЕРСОНАЛЬНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ
  • НЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЗАЯВКИ
  • 25-ЛЕТНИЙ ОПЫТ
  • ДОСТУПНЫ 24 ЧАСА В СУТКИ, 7 ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ